среда, 27 марта 2013 г.

Первый мэтр эпохи

      Я часто раздумываю над тем, что же, все-таки, является ключом к вратам успеха. Большинство скажет, что успешный человек-это человек деятельный. Да, пожалуй, это так... Успех на модном поприще прочат людям талантливым, но и талант не всегда залог успеха в искусстве. Талант и деятельная натура? пожалуй, но и этого мало...
      Один из величайших кутюрье минувшего столетия- яркий пример того, что успех на фэшн поприще- это, в первую очередь, маркетинг, а потом уже деятельная натура и талант.

Нет ничего более нелогичного, чем дамское платье, это ничто, это трижды ничто.
Поль Пуаре
      Новатор и революционер, Поль Пуаре- фигура очень известная и, едва ли найдется человек, интересующийся модой и не слышавший о нем.
      Его путь к славе был мало примечателен для того времени: он организовал бизнес по торговле зонтами и в свободное время рисовал эскизы, которые продавал более именитым модельерам. В 1898 году его эскизы привлекли Жака Дусе- одного из самых знаменитых французских кутюрье того времени. Поль Пуаре стал работать на Дусе и, пользуясь его связями и клиентурой, обрел известность.
      В 1903 году Пуаре открывает свое ателье, в котором воплощает множество революционных начинаний. 
      Идеалом красоты Пуаре была не полнотелая дама начала 20-го века, а стройная, хрупкая нимфа. Именно этот образ он увидел в Дениз Буле- дочери торговца тканями, которая стала его супругой и музой.
Дениз Буле в платье от Поля Пуаре

"Моя жена- это вдохновение для всех моих творений, выражение всех моих идеалов"- говорил Пуаре в интервью американскому Vogue. 
     Движимый идеей стройности, свободы и хрупкости женского тела, Пуаре освобождает дам от нижних юбок и корсета, вводит в моду бюстгальтер.
     Его наряды становятся все более популярными, и именитые модницы худеют, чтобы одеваться  в его ателье.

эскизы нарядов Пуаре для модного журнала. Художник  Джордж  Бабье



      Пуаре объединяет моду и парфюмерный бизнес, что нынче нам кажется вполне обыденным. Первый в мире дизайнерский аромат вышел в 1911 году и был назван в честь старшей дочери модельера "Розин".
духи "Роза Розин"

      Пуаре много путешествовал и черпал в своих поездках вдохновение. Его наряды являли собой микс европейской элегантности с буйством красок и роскошью Востока. Каждый год модельер с супругой устраивали грандиозные праздники. Самым роскошным стал праздник  24 июня 1911 года под названием "1002 ночь". Сам Пуаре играл на нем роль султана, а Дениз- шахини.   Праздники эти были, как правило, показами мод, этаким маркетинговым ходом, призванным прославить модельера и привлечь к нему еще большее внимание.
Дениз Пуаре "1002 ночь"


      В том же 1911 году Пуаре создает юбку-брюки, шокируя этим общество. Папа Пий Х предал  анафеме модельера, но Пуаре это мало волновало. Его волновала мода и множество новых идей, рождавшихся в его голове.
      Говорят, сегодняшней модной фотографией мы тоже обязаны Пуаре, ибо он ввел тематические, постановочные снимки новых коллекций. Съемки часто проходили в необычных для того времени местах.
Поль Пуаре и манекенщицы его модного дома на вокзале. 
      Пуаре известен своим перфекционизмом и требовательностью, как к себе самому, так и к своим  сотрудникам. Примерки нарядов и консультации с клиентками затягивались, порой, на несколько часов: модельер перепроверял каждую деталь, каждую мелочь и подолгу примерял это на заказчице.
Пуаре с заказчицами 


     Ксения Куприна, дочь знаменитого писателя, эмигрировавшая после революции, работала манекенщицей в модном доме Пуаре. Вот как она описывала работу у именитого модельера  "Он заставлял манекенщиц выстраиваться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую. Потом, остановившись возле одной из них, вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют. Новые модели создавались каждые шесть месяцев. Приходилось часами стоять на помосте, и модельеры драпировали на нас ткани, кружева, ленты, кроили, закалывали как на деревянных манекенах. Часто от усталости девушки падали в обморок" 
Одно из первых модных дефиле Пуаре

    Высший свет Европы и Америки превозносит Пуаре, именуя его "королем моды". В домах аристократии и буржуа стало модным иметь хоть какой-нибудь предмет интерьера, созданный в ателье "Мартин"- дочернем предприятии Пуаре, где делали мебель, ковры и текстиль для дома. 
Сара Бернар в тюрбане от Поля Пуаре

       Поворотным моментом в жизни и карьере Пуаре стала Первая Мировая война. Модельер ушел на фронт. Вернувшись, он застал другой мир с другими идеалами.
Поль Пуаре говорил:"Женские движения требуют свободы, я же даю женщинам свободу движения". Но на модной сцене Европы появился некто другой, дававший женщинам еще больше свободы, чем мог представить себе Пуаре. Это была Шанель.  
      Мадемуазель, когда-то не брезговавшая копированием работ Пуаре, теперь стала его активной противницей. Пока Пуаре был на фронте, Шанель вела активную деятельность, открывая новые бутики, в которых одевались жены буржуа и аристократки, работавшие сестрами милосердия или ведущие иную активную благотворительную деятельность.
      Пуаре считал Шанель скучной и бездарной. Рассказывают, что как-то, при встрече, Пуаре спросил Шанель: "Мадемуазель, вы все время в черном. Траур?" - "Да- ответила Шанель- По вам".
       Подражая очень успешному парфюмерному предприятию Пуаре "Розин", Шанель открывает парфюмерную линию под собственным именем. Появляются знаменитые духи "Шанель №5"
       Женщина "от Шанель" активно работала, пробивая себе дорогу в жизни, женщина "от Пуаре" была нежным вечерним цветком, украшением гостиной. Эпоха "женщин от Пуаре" миновала, вместе с классовостью, аристократичностью, показной роскошью, излишеством и всем тем, с чем так безжалостно покончил ХХ век.   
      Но Пуаре отказывался верить в закат своих идеалов и пытается реализовать новые проекты, такие, как ввод в производство телесных чулок, или издание нового журнала для женщин. 
      Крах наступил в 1924-1925 годах, когда во время Парижской выставки Ар Деко, Пуаре арендует три огромные баржи, декорирует их и пускает по Сене. Одна баржа- шоу рум с нарядами, вторая-с парфюмерией "Розин", третья- с мебелью "Мартин". Предприятие это было убыточным. Дабы рассчитаться с кредиторами, Пуаре вынужден продать предметы искусства и особняк. Вскоре после этого его супруга потребовала развод. 
     Одинокий, вынужденный содержать разведенную супругу и четверых своих детей, Пуаре зарабатывает как может: от рисования пейзажей  и уличной живописи, до торговли вином в разнос, деятельность эта не приносит никаких доходов и, в надежде вырваться из нищеты и нагрянувшей безвестности,  Пуаре пишет три свои знаменитые книги о моде "Одевая эпоху", "Мода и финансы", "Возвращайтесь", но и это не приносит ему успехов: ни финансовых ни карьерных.
     Всеми забытый и нищий, Пуаре умирает в 1944 в оккупированном фашистами Париже. Хоронить его было не на что. Похороны организовывает его ученица модельер Эльза Скиапарелли. 


"Впервые в жизни я пришла к модному модельеру и поддалась роковому соблазну тканей, красок, форм, даже шляпок;
при том, что я никогда не носила ничего, кроме моей маленькой белой туники – шерстяной зимой и полотняной летом,
- я не могла отказать себе в удовольствии заказывать великолепные платья и носить их. Впрочем, у меня есть одно оправдание.
Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре, который умел, одевая женщин, создать произведение искусства"
Айседора Дункан




11 комментариев:

  1. Большое спасибо за столь интересную публикацию!
    Я обожаю историю моды. Про Пуаре читала неоднократно, но настолько детально не была знакома с его жизнь. Как обидно, что жизнь, отданная вдохновению, так грустно завершилась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, мне его очень жаль. Вот он точно гений, но маркетолог плохой. Та же Шанель пробивалась правдами и неправдами, и дом свой закрывала в сложные времена, и с фашистами сотрудничала. Пуаре- натура иного типа...

      Удалить
    2. Именно по этой причине Шанель вызывает у меня негатив.

      Удалить
    3. Личность ее-да, неоднозначна... Но она добивалась цели. Пуаре в юности не нищенствовал, в богадельне не рождался, монахини его не унижали и ничьей любовницей он не был ради пропитания. А Шанель через все это прошла. Они люди разной "закваски". А результат мы видим: о Пуаре вспоминают только музейные работники и некоторые ценители моды, а Шанель романтизирует каждая юная барышня, а каждая взрослая леди старается что-то, с ее инициалами принарядить...

      Удалить
    4. Я знаю твою позицию относительно творцов моды :)
      Для тебя главный показатель - это успех.
      А вот я придерживаюсь мнения, что человек должен прожить свою жизнь с честью (как бы старомодно это ни звучало))

      Удалить
    5. успех-не главный показатель. В наше время не модельер занят продвижением, а маркетологи. А в то время личность была решающим фактором. Человек должен прожить свою жизнь достойно-согласна, но, когда дело касается бизнеса, акцент на достоинстве-это бравада. "Нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради 300% прибыли" К. Маркс. И прав был. нынешний модный (а особенно косметический) бизнесы сплошь преступления. А, насчет чести и достоинства мое мнение ты тоже знаешь-)))

      Удалить
  2. Спасибо за интересный рассказ, про Пуаре я слышала, но почти ничего не знала)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за внимание!
      Пуаре мы обязанны освобождением от корсета, модой на стройность, бюстгалтером и телесными колготками-)))
      Подумать только, дамы еще 100 лет назад не могли одеться самостоятельно-их одевали камеристки: до того сложными были наряды.

      Удалить
  3. Очень интересная и подробная статья!
    А вот моду на стройность считаю сомнительным достижением. Ведь как было бы классно сейчас без зазрения совести наслаждаться кусочком торта/пирога/толстенного бутерброда и быть такой счастливой толстушкой-хохотушкой!!! :)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интерес к блогу!
      Насчет моды на стройность: мне кажется, мода на стройность-это результат развития цивилизации, эмансипации женщин и сытости Западного общества. Не Пуаре-так кто-то другой это бы ввел. В странах, где большая часть недоедает, полнота по-прежнему в фаворе(полная-значит, богатая, ведь есть что покушать), а в развитых странах в моде стройность (стройная-значит, есть деньги:ест больше белков и меньше углеводов, ходит в зал и следит за собой). Вот такие разные представления о красоте и достатке-))) Ну, и мода нынче такова, что на рубенсовские формы современные наряды не наденешь-это будет смотреться вульгарно. Для полноты было другое время и другая мода. Лично в моем понимании, к красоте это не имеет отношения: красивой может быть и полная и худая девушка, но полной сложнее быть современной и модной, так как мода делается на худых...

      Удалить